Секреты автомобильного бизнеса. Как работают авторазборки.

авторазборка

Многие автовладельцы иногда, а некоторые даже регулярно, пользуются услугами так называемых авторазборок https://www.avtorazborka.org.ua/, где можно разжиться сравнительно недорогими подержанными комплектующими.

Эти «островки надежды», куда всевозможными путями, по всяким причинам и в разном состоянии попадают отжившие свое автомобили, становятся их последним пристанищем. Однако сложная техника, состоящая из сотен узлов и деталей, даже после частичного выхода из строя вполне готова поделиться чем-то с нуждающимися «собратьями».

Как там говорится у травматологов: «Бог сотворил человека, но не дал ему запасные части?». Зато человек не только создал автомобиль, но и наделил его замечательной способностью оперативно ремонтироваться, когда любой сломанный «сустав» или «орган» можно быстро заменить, да не протезом, а оригинальным и новым. Или подержанным, если мы говорим о запчастях с «разборок». Откуда они взялись, как работают и какие скрывают особенности?

Особый толчок к развитию авторазборки получили в 1998 году, когда рынок новых товаров в одночасье заглох под ударом кризиса, а первая волна завезенных б/у иномарок уже изрядно поистрепалась. С этого же времени активизировались продажи подержанных запчастей, которые заняли заметную долю на «вторичном» рынке автокомпонентов (aftermarket).

До сих пор авторазборки по-своему выступают индикатором экономической ситуации. Если поднимается сегмент новых автомобилей, у людей появляется возможность покупать и обслуживать машины у дилеров, а в ремонте использовать новые запчасти — на авторазборках затишье. Если же в стране кризис, продажи новых автомобилей падают — в народе становится «модно» поддерживать на ходу свои колымаги, а у перекупщиков есть лишний повод «подшаманить» предметы торга. Тогда и спрос на услуги «разборок» возрастает.

Конкуренция среди фирм, торгующих «контрактными» запчастями, сегодня высокая, и не у всех есть возможность размещать товар в крытых помещениях и на собственной территории. Так что в иных случаях складировать приходится не только под открытым небом, но и с максимальным использованием площади

Зачастую именно авторазборки становятся быстрым способом поиска и приобретения оригинальных деталей, не относящихся к обычным расходникам. Однако в случае с подержанными запчастями речь идет о товарах из категории уцененных, с их состоянием, возвратом и обменом могут возникнуть сложности. И хотя нынешние продавцы в работе с клиентами нередко идут навстречу, все же надо понимать следующее: когда мы беремся починить машину оригинальными запчастями б/у, мы уверены, что они подойдут как родные, а их ресурс еще не исчерпан, но приходится брать ответственность на себя и «гадать на ромашке» — повезет с работоспособностью или нет. И если фару, бампер или кресло вполне можно «заценить» по фактическому состоянию непосредственно на разборке, то силовая и ходовая часть молча хранят свою «врачебную тайну».

C конца 90-х конкуренция в этом секторе бизнеса выросла. Некоторые авторазборки из обычных превратились в сетевые империи с полным набором услуг, включая визуализированный поиск и покупку необходимых компонентов через интернет-магазины.

По товарному ассортименту, условно говоря, не все б/у комплектующие к иностранным автомобилям одинаковы — здесь тоже есть свое разделение на категории. Если угодно, к более статусным относятся запчасти, получившие название «контрактные». Конечно, ни о каком контрактном соглашении в цепочке «производитель-продавец-покупатель» речи не идет, потому что первое звено здесь уже никак и ни за что не отвечает. По существу, так стали называть узлы и детали, снятые с автомобилей на их родине. Понятно, что речь идет о возрастных и (или) аварийных экземплярах, которым тоже довелось понюхать порох, но все же в своих, как принято считать, тепличных условиях.

Интерес к б/у запчастям из разряда «контрактных» у нас продиктован двумя простыми факторами: отсутствием местного «пробега» и как бы бесспорной вероятностью оригинального качества.
Конечно, в плане остаточного ресурса возможны всякие варианты.

В 90-х годах деятельность авторазборок начиналась с небольших и редких площадок. Но со временем рынок б/у оригинальных запчастей из числа «контрактных» (завезенных из-за границы) составил весомую конкуренцию новым запчастям сегмента aftermarket. При этом склады «готовой продукции» могут находиться в крытых помещениях, и с улицы не видны за нарядными фасадами офисов-магазинов и СТО

Есть и более прозаичный способ. За рубежом давно существуют утилизационные заводы, куда сдаются автомобили для дальнейшей переработки. Но и в этом случае проводы в «последний путь» еще не окончательные: на этом этапе тоже возможно приобрести востребованные узлы и агрегаты, причем с эксплуатационной точки зрения они могут быть в нормальном техническом состоянии.

Правда, не исключены случаи, когда «контрактный» двигатель оказывается сильно изношенным, напрочь закоксованным или даже заклинившим. По идее, такие моторы не должны завозиться и продаваться в сборе, и тут уж многое зависит от продавцов. Специализированные поставщики с многолетним стажем работы, с репутацией и налаженной не только розничной, но и оптовой сетью сбыта, стараются работать по каким-то правилам, с подстраховкой. Они, насколько это возможно, перед разборкой проверяют работоспособность хотя бы наиболее сложных и дорогостоящих агрегатов — двигателей и «автоматов». Завозить все без оглядки — себе же в убыток.

Казалось бы, зеркала, вентиляторы отопителей салона, вакуумные усилители с главными тормозными цилиндрами, бачки омывателей и прочая мелочь — товар не очень востребованный, может «зависнуть». Однако они тоже расходятся, причем если не для замены подлинников, то в качестве «донорской помощи» в народном техническом творчестве.

Продавцы могут дать клиентам «время на проверку» (определить работоспособность после установки), а те, кто располагает собственным сервисом по замене двигателей и агрегатов трансмиссии, предоставляют и собственную гарантию, скажем, на месяц. Оказался неисправен (так бывает), меняют за свой счет. Может, клиент и сам умудрился его вскипятить, можно даже судиться с ним, но в условиях конкуренции почти все стараются решать такие ситуации полюбовно.

Насколько «жива» шаровая опора в рычаге, рулевая рейка, ступичный подшипник, шарнир привода и прочие механические компоненты? На этот счет продавцам только остается честно предупредить клиента — возможны шумы, вибрации, люфты.

То же самое касается таких востребованных узлов подвески, как стойки. Определить остаточный ресурс амортизатора не получится, можно только увидеть наличие потеков и целостность его составляющих, а также пружины, да и то неизвестно, как она «просядет» под реальной нагрузкой. Ведь даже если машина подолгу не ездит, подвеска все равно «устает», а подкладывание чурочек под кузов с вывешиванием колес, как делали наши деды при длительной стоянке, сейчас не практикуют. К тому же продавать стойки принято парой. Нужен тормозной диск? Пожалуйста, в сборе с суппортом, ступицей и тоже парой. Да, как водится, речь именно о «крупноузловой разборке» и продаже — мельчить просто так никто не будет. Во-первых, при больших оборотах и ассортименте (до сотни тысяч позиций) — это слишком хлопотно и невыгодно, а во-вторых — некуда девать.

С площадями для хранения и без того напряг, а раскиданная на всякие «писюльки» машина занимает очень много места. Вот если вернут, скажем, неисправный генератор, тогда его можно «раскурочить», но чаще отправляют дальше по инстанциям — уже по бросовой цене на запчасти в какой-нибудь сервис, коих немало среди постоянных клиентов авторазборок.

«Без лица» — таков итог многих ДТП для автомобилей. Поэтому кроме отдельных деталей именно передние свесы в сборе (так называемые «ноускаты» — nose-cut), куда входят бампер, облицовка, «телевизор» (рамка радиатора) — одни из самых востребованных на рынке «крупноузловых» б/у запчастей.

Впрочем, сюда приходят не только ради «донорских органов» автомобиля, но и с целью сравнительно недорого сделать ему «пластику», то есть поправить (или восстановить) внешность. Что чаще всего и безвозвратно теряется в ДТП? Правильно, «лицо», да и бока страдают. Поэтому не только фары и бампер отдельно, но и весь передний свес, а также капот, передние крылья, двери — типично востребованный ассортимент из «кузовщины». Кроме «железа» людей интересуют стекло, пластик и текстиль, то есть предметы интерьера. Например, если салон не ушатан, то обшивка дверей, сидений или сами кресла быстро найдут новое применение.

Цены у продавцов «контракта» зависят от разных факторов и могут сильно отличаться даже в соседних регионах ввиду особенностей автопарка, спроса и политики самих продавцов. У нас в разгаре спрос на запчасти к автомобилям 90-х и начала нулевых — то, что еще на полном ходу, но «там» такие машины уже неизбежно стареют и «вычищаются». Возникает дефицит и, как следствие, растут цены. И все же в худшем положении всегда остаются владельцы редких и тем более единичных моделей. Для таких найти оригинальные б/у запчасти из «контрактных» маловероятно, ведь разбирают (и потом везут сюда) машины, на которые постоянно что-то спрашивают.

Всегда есть примеры крайне низких и высоких цен, но в целом в отдельно взятом регионе в розничной сети складывается некий средний уровень, которого придерживаются основные игроки рынка с учетом общей конъюнктуры.

В некотором смысле (в том числе философском) нынешние авторазборки — это «обратный конвейер» в жизненном цикле автомобилей. Для них самих — заключительном, а для комплектующих — с различными выгодными вариантами. Но продавать такие детали тоже в основном принято «агрегатно»

Сколько зарабатывают авторазборки?

По части заработков на продаже контрактных запчастей тенденции последних лет вели к их сокращению. Конкурентная среда сейчас большая, даже жесткая, но правила ведения бизнеса никто не отменял: задирать цены — не те времена, но и работать в убыток никто не будет. Сейчас, если говорить о востребованных узлах ходовой части, типичная торговая накрутка у крупных поставщиков составляет где-то 50%. Однако в целом по ассортименту неизбежны всякие издержки: возвраты по неисправности, потеря товарного вида при транспортировке и так далее. В итоге получается 25–30% заработка. Если удачно реализовалась всякая мелочевка (которая за рубежом обычно ничего не стоит), то общий «навар» может быть и побольше. В принципе, подобное сейчас происходит во многих отраслях малого и среднего бизнеса: 30% профита считается нормальным.

Что касается авторазборок с «местным контингентом», то в этой сфере по-прежнему сохраняется комиссионный принцип работы, то есть когда автомобиль принимается под реализацию по частям. Однако с тех пор, когда бизнес по продаже б/у запчастей набрал силы и обороты, машины у владельцев просто стали выкупать. Техника может быть после ДТП или загнулась от старости, главное, чтобы это были экземпляры, способные при дальнейшей распродаже дать какую-то прибыль. И тут уж многое зависит от умения и позиции продавцов — одни устанавливают ограничения на год выпуска, модельный ряд, историю, а кто-то не чурается любых вариантов.

В отличие от упорядоченных стеллажей уже со снятыми и «бездушными» деталями, на сами разборочные площадки с еще узнаваемыми профилями автомобилей картина не для слабонервных. Разного статуса и возраста модели «дербанятся» бок о бок и друг на друге, и в результате все уравниваются до состояния металлолома.

Приобрести добротную обшивку салона или целиком сиденья автомобилей премиум-класса за относительно небольшую стоимость, пожалуй, возможно только на «разборках». У моделей свежих годов также могут оказаться в хорошем состоянии оригинальные литые диски, которые обойдутся в 2–3 раза дешевле новых
Цены с «местных» разборок, конечно, ниже.

В советский период авторазборок в нынешнем понимании не существовало и не могло быть. Машины тогда ездили «до полной смерти», а всякий подпольный и гаражный оборот запчастей можно не брать в расчет — не те масштабы.

Часть авторазборок специализируются на «совавтопроме», и их работа мотивирована своей спецификой. Одна из особенностей в этой среде — преемственность и долгожительство продукции. То есть за то время, когда японские или европейские модели меняли несколько поколений и обновлений, у нас одна и та же модель выпускалась без коренных преобразований. С коммерческой точки зрения такие запчасти востребованы «всегда».

По матералам Drom.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*