Дроссельная заслонка и признаки неисправности в целом давно уже не секретная информация и хорошо известная для профессионалов. И все же, информация по данной теме всегда будет востребована, так как с каждым годом в мире прибавляется новых автолюбителей. Им важно будет знать и впоследствии применять столь важную информацию в своей автомобильной практике.
Дроссельные заслонки внедряются на разные типы двигателей. Заслонка как правило устанавливается между воздушным фильтром и коллектором. Как отдельный узел дроссельная заслонка применяется в дизельных и инжекторных двигателях.
Дроссельная заслонка выполняет роль регулирования доставки топливно-воздушной смеси в двигатель. При открывании заслонки давление в системе уравнивается с атмосферным, а при закрывании снижается до минимума.
Принцип работы дроссельной заслонки
Принцип функционирования дроссельной заслонки остался прежним с эпохи карбюраторов. Он закрывает канал воздуха, тем самым регулируя массу воздуха, транспортируемого в цилиндр. Однако если раньше эта заслонка была частью узла карбюратора, то в двигателях инжекторного типа она будет абсолютно отдельным агрегатом.
Про датчик абсолютного давления и симптомы неисправности читайте в нашем обзоре
Педаль газа напрямую связана с заслонкой через трос и поворотный рычаг. С помощью усилия, идущего от водителя, оказывающего нагрузку на вращающийся диск клапана, он открывается до заданного уровня. В результате, ширину «видит» датчик положения и отправляет на дроссельную заслонку. Обеспечьте необходимый объем подачи топлива.
Дроссельная заслонка имеет ряд конструктивных составляющих:
- Корпус со специальными патрубками, соединенными с системой вентиляции, где собираются пары топлива и охлаждающая жидкость (используется для обогрева дроссельной заслонки).
- Привод клапана запускается в действие водителем, давящим на педаль акселератора.
- Трубки охлаждающей жидкости, вентилирования картера, отлавливания паров топлива.
- Датчик положения или другими словами потенциометр. Им замеряют открытие дроссельной заслонки и переправляют сигнал на блок управления двигателем. В теперешних системах внедряются два датчика контроля положения дроссельной заслонки, которые могут быть скользящими контактными (потенциометрическими) или магниторезистивными (бесконтактными).
- регулятор холостого хода. Трубки, которые обходят демпфер, чтобы обеспечить некоторую скорость на холостом ходу. Важно придерживаться заданной частоты вращения коленчатого вала в выключенном состоянии. То есть удерживается минимальный угол открывания заслонки при не нажатой педали акселератора.
Вместо главного задания – дозирования воздуха для правильной работы силового агрегата в любом режиме, этот демпфер также отвечает за поддержание нужной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (ХХ) и подвергает его различным нагрузкам на двигатель. Она также задействована в функции усилителя тормозов.
Симптомы неисправности дроссельных заслонок
В процессе эксплуатации, в случае системы рециркуляции отработавших газов, дроссельная заслонка загрязняется остатками отработанного топлива со стороны впускного коллектора и воздуховодных каналов. Если двигатель оборудован системой рециркуляции отработавших газов, частицы загрязняющих веществ могут попадать не только из впускного коллектора, но и из воздуховода.
Немаловажный фактор то, что многие заслонки имеют люфт относительно своей оси, который в последствии вызывает износ — канавки в корпусе дроссельной заслонки могут достигать глубины 1 мм. В результате смесь становится бедной, а холостой ход двигателя становится нестабильным и трудноуправляемым. И в конечном итоге искажается плавный ход машины в целом, а процесс ее разгона утрудняется.
Как правильно прикурить автомобиль узнайте из нашей обзорной статьи
Если есть проблема со стороны датчика, на панели приборов загорится сигнальная лампа, информирующая вас о проблеме. Это может свидетельствовать как о неправильных настройках, так и о нарушении контакта. Еще одна распространенная неисправность – подсос воздуха. Это можно диагностировать по скачку увеличения оборотов двигателя.
Если измеренное значение резко возрастает при постоянном положении дроссельной заслонки и изменяется достаточно резко, это конкретно показывает неисправность работы датчика положения дроссельной заслонки. По этой же причине значение выходного напряжения может превышать 5%. Полный газ ниже 90% холостого хода. Однако колебания напряжения при работе двигателя на холостом ходу на более высоких скоростях вызывают наибольший износ датчика и являются наиболее распространенным признаком отказа датчика.
Подробная информация про вариатор изложена на нашем сайте
- Двигатель работает не стабильно, когда он не прогрет,
- Обороты двигателя прыгают, что особенно ощутимо на холостых оборотах,
- Тяговая мощность автомобиля не стабильная,
- Увеличенный расход топлива,
- Может загораться лампочка поломки двигателя на приборной панели,
- Внезапная остановка двигателя без каких либо видимых причин,
- Выхлопная труба может издавать звуки в виде хлопков,
- Автомобиль не адекватно ведет себя при обгоне или явно сниженная возможность на обгонах,
- Возможен усиленный запах бензина,
- Могут наблюдаться рывки в работе двигателя на малых скоростях.
Если вы зафиксировали многие из признаков неисправности датчика положения дроссельной заслонки тогда незамедлительно приступайте к их устранению. Дроссельная заслонка и указанные признаки неисправности могут также говорить и о многих других поломках внутренностей вашего железного коня.
Причины выхода из строя дроссельной заслонки
- Датчик дроссельной заслонки. Его выход из строя может проявиться всеми признаками, описанными в разделе выше.
- Настройка электронного блока управления (адаптация). Данная неисправность ведет к отключениям аккумулятора, не корректной работе ЭБУ и появлению ошибок в его работе, а также к выключению двигателя.
- Загрязнение самой дроссельной заслонки. В результате длительной эксплуатации, заслонка покрывается слоем загрязнения, который в свою очередь влияет на ее работу. Вследствие сбоев на панели будет появляться сигнал поломки двигателя.
- Разгерметизация области впускного клапана. Недостаточный вывод воздуха приводит к неправильному образованию топливовоздушной смеси и появлению сбоев в работе впускного тракта. Уходящий в тракт воздух не проходит через группу фильтров. Поэтому он может иметь в своем составе грязь или иные вредные мелкие элементы.
- Регулятор холостого хода. Его некорректная работа приводит к нестабильной работе двигателя на холостых оборотах, из-за чего автомобиль может заглохнуть.
Как почистить дроссельную заслонку
При необходимости исправить неполадки дроссельной заслонки важно понимать правильную последовательность чистки самой заслонки. Чтобы не привести ситуацию к более сложным проблемам, просто следуйте следующим шагам:
- Снимаем воздуховод, соединяющий дроссель с воздушным фильтром,
- Только теперь снимаем саму дроссельную заслонку путем снятия болтов, креплений и разъемов,
- Теперь сам процесс чистки заслонки. Специальный спрей распыляется по заслонке и потом сухой ветошью снимается слой грязи,
- Далее почистить решетку защиты, если таковая есть в наличии,
- Провести обратный монтаж заслонки,
- Итоговая проверка работы дроссельной заслонки.
Для поддержания заслонки в рабочем состоянии важно понимать причины, которые могут привести ее в нерабочее состояние. Запомните самое важное:
- Воздушный фильтр сам по себе собирает много грязевой пыли. И самые мелкие частицы такой пыли оседают на рабочей поверхности самой заслонки.
- Газы картера, проходя обратный путь от масло распределителя в мотор через задвижку, загрязняют ее.
- Часть выхлопных газов, с помощью клапана ЕГР возвращается в двигатель через дроссельную заслонку, опять же загрязняя ее.
Вывод следующий — через определенное количество километров пробега, следует чистить дроссельную заслонку во избежание выхода ее из рабочего состояния и как минимум продления срока ее работы.
Профилактические рекомендации
Дроссельные заслонки как правило обладают длительным сроком функционирования и фактически редко выходят из строя. Однако могут возникнуть прямые механические повреждения кузова автомобиля и потребоваться ремонт системы двигателя. Тогда вы сможете заменить ее или ее компоненты. Датчики всегда находятся в опасной зоне. Они не подлежат ремонту и часто требуют замены на новые.
Что делать если сел аккумулятор читайте в обзоре на сайте
Чтобы предотвратить повреждение этого устройства, его необходимо проверять и при необходимости проводить чистку. Относительно заявленных рекомендаций это нужно делать при замене масла или по истечению каждых 20 тыс. км пробега. При соблюдении мер предосторожности согласно этим рекомендациям дроссельная заслонка, а также сам датчик прослужат владельцу машины более года, после чего не нуждаются в замене.
Автор статьи: TopGears