Содержание статьи:
- Троит двигатель — причины
- Машина троит на холодную?
- Иногда троит двигатель на горячую
- Почему троит двигатель на холостых оборотах
- Троит двигатель на высоких оборотах
- Выводы
Всегда приятно ездить на исправном автомобиле и не задумываться о разного рода неполадках. Но что бывает, когда начинаешь слышать неприятные звуки в работе двигателя? Как вообще понять, что двигатель издает звуки, которые сигнализируют о неисправности? Что такое «троит двигатель»? Давайте подробно рассмотрим в сегодняшней статье, как понять, что двигатель троит и что это такое.
При троении мотора начинается тряска, дрожание машины. Если продолжать эксплуатировать машину в таком состоянии, вы не только утратите мощность и будете больше тратить денег на заправку, но и существенно снизите срок эксплуатации своего силового агрегата.
Как вы понимаете, ни в коем случае продолжать ездить на неисправной машине с троящим двигателем нельзя
Троить может при вибрации на холостом ходу и сопровождается спадом мощности, повышением расхода топлива, которое не сгорает, а прямиком вылетает в катализатор. Для примера, у четырех цилиндрового двигателя отказ одного из цилиндров равен снижению мощности на двадцать пять процентов, что весьма ощутимо для человека, находящегося за рулем. Также двигатель который троит, трудно завести на холодную.
Если двигатель троит, то лучше всего сразу обращаться в СТО и желательно, к проверенным специалистам диагностам, ведь причин может быть множество, а менять все подряд по очереди, чтобы «поймать» неисправность очень накладно. Малограмотные и жадные мастера, зачастую, вынуждают владельца машины именно к такому виду ремонта, заставляя тратить немалые деньги.
Как правильно ездить на механике — в обзоре от TopGears
Для того, чтобы подробно разобраться в происходящем и быть подкованным в данной области поломок автомобиля, рассмотрим причины, при которых троит двигатель.
Троит двигатель — причины
Если диагностика двигателя не принесла желаемого результата и найти неисправность таким способом не получается, тогда следует продолжить проверку, начиная от самых очевидных поломок и заканчивая менее очевидными.
Троить двигатель может постоянно или время от времени. Общие признаки троения двигателя таковы: на холостых оборотах из моторного отсека в салон начинают проникать сильные неравномерные вибрации, меняется звук работающего мотора (он «рычит», переходит с высоких «нот» на низкие, и обратно). Агрегат начинает потреблять больше топлива, а мощность его при этом падает, да и из выхлопной трубы раздаются неприличные звуки, сопровождающиеся густым дымом белого или черного цвета.
Если хотя бы один из этих признаков присутствует – значит, у «сердца» вашего автомобиля проблемы с одним или несколькими цилиндрами.
Если их вовремя не устранить, то последствия могут быть весьма плачевными – вплоть до капитального ремонта силового агрегата
Не работает свеча зажигания
Если топливовоздушная смесь воспламеняется в цилиндре раньше или позже обусловленного срока, то в этом виноваты свечи зажигания, которые продуцируют слишком слабую искру, либо образование искры происходит несвоевременно. Слабое искрообразование происходит из-за того, что на корпусе свечи и ее электродах накапливаются вредные отложения (нагар), которые мешают пробою искры.
Возможные причины:
- попадание моторного масла на электроды;
- попадание топлива на электроды из-за неисправности топливной форсунки или сбоя в системе дозирования;
- выход из строя самой свечи;
- попадание воды в свечной колодец;
- смещение фазы искрообразования;
- нарушение оптимального зазора электродов.
Если свеча оказалась неисправна по итогам проверки и двигатель троит, то свечу нужно заменить. В исправной же свече нужно отрегулировать зазор в электродах и можно использовать ее до плановой замены.
Узнайте все про коробку передач типтроник в обзоре от TopGears
Катушки зажигания — проверка и замена
Правильным шагом будет проверить катушки зажигания. На современным машинах их, как правило, несколько – либо по одной на каждый цилиндр, либо по одной на два. Лучшая диагностика в таком случае, это замена катушек зажигания на заведомо рабочие. Это дает возможность однозначно понять, что неисправность именно в них. После такой проверки, совсем не трудно выяснит, какая катушка вышла из строя и поменять ее на новую.
Замена катушки зажигания, это уже более дорогой ремонт. На ряд моторов, цена может составлять и 10 и 15 тысяч, а если деталь выбирается оригинальная, то замена катушки зажигания может обойтись и в более весомую сумму денег.
К счастью, существуем множество замен оригиналу. Это как ведущие производители деталей электрики, так и более дешевые аналоги, произведенные в известных странах востока.
Неравномерное попадание топлива в цилиндр
Неравномерное попадание топлива в цилиндр, когда в камеру сгорания вливается меньшее количество бензина или дизеля, зачастую происходит из-за неисправности деталей топливного насоса (нагнетающая часть либо редукционный клапан) или клапана давления в системе подачи топлива.
Если же в цилиндр попадает большее, чем нужно, количество горючего, проблема наверняка кроется в топливных форсунках – они загрязнились или вышли из строя. Наконец, еще одна «топливная» причина троения двигателя – сбой в работе электронного блока управления (ЭБУ) силовым агрегатом, который может ошибочно увеличивать или уменьшать подачу бензина/дизеля в цилиндр.
Высоковольтные провода
Возможные причины:
- перепутаны ВВ-провода по двум цилиндрам;
- пробой внешней изоляции;
- внутренний пробой;
- обрыв в центральной жиле провода (в т.ч. не видимый внешне из-за толстой изоляции);
- выгорание или существенное окисление контактов (в свечном наконечнике или с противоположной стороны провода);
- отход контакта на свече или с противоположной стороны провода.
Дефектные высоковольтные провода следует заменить на исправные, внимательно проконтролировав их длину, очередность подключения цилиндров и надежность подключения в местах контактов.
Не знаете, что делать когда сел аккумулятор? — читайте тут
Недостаток компрессии
Возможные причины:
- прогар клапана;
- прогар поршня;
- критический износ или поломка компрессионного поршневого кольца;
- залегание поршневых колец из-за загрязнения.
Топливовоздушная смесь
- топливная форсунка не впрыскивает топливо из-за какой-либо неисправности или сильного загрязнения;
- топливо подается не в нужной фазе;
- форсунка не держит топливо в закрытом состоянии и «льет» его постоянно, в результате чего заливаются электроды свечи зажигания и она перестает давать искру;
- критическое изменение объема подаваемого воздуха для приготовления топливовоздушной смеси.
Когда троит инжекторный двигатель, то проблема может быть не только в устройстве впрыска топлива. Стоит поискать первопричины и в подаче воздуха.
Вакуумный усилитель тормозов
Еще одна возможная причина — трещина или обрыв в трубопроводе от вакуумного усилителя до коллектора. Двигатель будет троить и работать нестабильно даже в случае появления небольшой трещины шланга или повреждения мембраны усилителя.
Впускной коллектор
Одной из причин троения, особенно при изменении температуры двигателя, на горячую, вполне может стать негерметичность впускного коллектора. Здесь возможны как прогары прокладок, так и трещины в самом впускном коллекторе. Диагностика коллектора требует определенного опыта, но подсос воздуха можно вычислить самостоятельно.
Машина троит на холодную?
Некоторые неопытные водители думают, что ничего серьезного не случилось, потому как двигатель троит на холодную, и как только прогреется — все становится нормально. На самом деле такое поведение автомобиля может таить в себе весьма серьезные причины. И если вовремя их не устранить, то повышенный расход горючего плавно перетечет в поломку двигателя.
Определить, что машина троит на холодную можно по нескольким характерным признакам:
- на холостом ходу двигатель работает неустойчиво;
- автомобиль дергается;
- на ходу пропадает мощность;
- двигатель даже может глохнуть на холостых оборотах.
По мере же прогревания автомобиля мотор начинает работать нормально, и особых неприятных симптомов можно и не заметить
Но это не значит, что проблему можно оставить без внимания. Необходимо провести диагностику и выявить конкретную неисправность, которая вызывает троение.
Бензиновый двигатель троит — причины
- отказ одной или более свечи зажигания;
- повреждение высоковольтных проводов, которые подают ток на свечи для искры зажигания;
- повреждение катушки зажигания (если двигатель не оснащен механическим распределителем зажигания);
- небольшой износ колец и цилиндров;
- подсос воздуха между головкой блока цилиндров и впускным коллектором;
- тепловой зазор всасывающих клапанов чуть больше положенного на одном или нескольких цилиндра
Дизельный двигатель троит — причины
- не отрегулированные на специальном оборудовании топливные форсунки и топливная аппаратура;
- несбалансированное соотношение топливно-воздушной смеси;
- увеличенный тепловой зазор всасывающих клапанов.
Как продиагностировать причины
- Вы тщательно осмотрели свечи, они исправны, а саму причину: почему двигатель троит на холодную, и как только прогреется — все становится нормально — не нашли, не отчаивайтесь, все еще есть шанс устранить проблему самостоятельно. Откройте капот работающего авто и внимательно вслушайтесь в его работу. При чрезмерно рано выставленном моменте зажигания, будут слышны хлопки, и можно увидеть легкое «подпрыгивание» двигателя. Данную неисправность можно заметить только на низких оборотах.
- Движок может подтраивать на холостом ходу и из-за пробоя высоковольтных проводов. Легче всего неисправность обнаружить в темное время суток, для этого необходимо осмотреть содержимое под капотом на заведенную машину, если где-то есть пробой в изоляции, то вы увидите искры. Если пробой внутри обмотки, то без мультиметра вы ничего не увидите. Сопротивление должно быть в пределах до 20 кОм, если есть пробой — меняем провода.
- Если с проводами все в порядке, то измеряем компрессию в двигателе, на сухую и с добавлением масла в цилиндр, если давление поднялось — кольца пришли в негодность, а нет — значит, не отрегулированы клапана. Выявить неисправную форсунку можно таким способом. На заведенном авто нужно поочередно откидывать провода с выводов форсунок. Если изменений не произошло, то значит, что форсунка не работает.
- Не стоит оставлять без внимания и датчик массового расхода воздуха, ведь он занимают одну из ключевых позиций в правильном дозировании воздуха для образования горючей смеси с топливом. Вообще подсос воздуха может быть везде, где он непосредственно задействован в процессе работы авто, чтобы это определить придется немного постараться. К примеру, между впускным коллектором и головкой.
Читайте все про то, как прикурить машину в нашем обзоре
Выше указаны причины, которые характерны для холодного двигателя. А вот когда двигатель прогреется, то причины троения будут совсем другие. Читайте дальше, почему двигатель троит на горячую.
Иногда троит двигатель на горячую
Возможные ситуации, при которых горячий двигатель начинает троить:
- Возникает дополнительный подсос воздуха в камеру сгорания, нужно проверить шланги и проводку.
- Где-то в проводке возник пробой, следует проверить их изоляцию на наличие повреждений.
- Проблема в конденсаторах — проверить, заменить, если они неисправны.
- Осмотреть клапаны на наличие прогаров.
- Далее необходимо заняться осмотром поршней и их колец. Если есть поломанные кольца, прогоревшие поршни, возможно, проблема в них.
Алгоритм действий в ситуации, когда двигатель троит на горячую:
- меняем свечи местами и на «проблемное» место ставим заведомо исправную деталь;
- если «новая» свеча также намокла, проверяем высоковольтные провода;
- в случае, если провода целые, проверяем трамблер (в карбюраторном моторе);
- в инжекторной машине осматриваем катушку зажигания и меняем местами провода для поиска проблемного участка.
Если продолжает троить на горячую после детального осмотра всех деталей и замены всех поврежденных элементов узлов, то требуется обратиться в СТО за помощью мастеров и проведением компьютерной диагностики автомобиля. Причину неисправности крайне сложно найти, поэтому даже ее поиск может занять не несколько часов, а несколько дней.
В редких случаях даже поход в сервисный центр может закончиться ничем
Почему троит двигатель на холостых оборотах
- Неисправность в зажигании или электронной части. На этом этапе проверяются настройки ЭБУ и правильность установленных параметров.
- Проблема в свечах. Чаще всего двигатель троит на холостых из-за отказа одной из свечей. Для выявления неисправного элемента нужно по очереди отключать свечи. При снятии колпачка с проблемного узла шум двигателя не меняется.
- Дефект изоляции ВВ провода. В случае пробоя высоковольтного провода искра появляется где-то в другом месте, а не в камере сгорания. Для выявления проблемы нужно загнать авто в темное помещение и завести его.
- Деформация маслосъемных колец. В таком случае нужно проверить уровень компрессии. Если этот параметр выше нормы, придется ремонтировать поршневую систему.
- Ошибка в регулировки клапанов. Для такой работы лучше привлечь профессионала, ведь ошибка в настройке может повлечь более серьезные последствия.
- Поломка трамблера. Для проверки этого устройства нужно провести детальную диагностику.
- Прогар поршня или клапана. Если пропустить такую неисправность, со временем двигатель выйдет из строя и придется делать капремонт.
Намного более редкой причиной появление троения на холостых является разная масса деталей, входящих в цилиндро-поршневую группу. Наверняка каждый автолюбитель знает, что детали двигателя должны иметь не только строго определенную форму, но и вес, а точнее, вес группы комплектующих должен быть одинаковым. Так вот, при подборе новых поршней нужно следить за их весом. Если разница небольшая, то в крайнем случае с нерабочей поверхности поршней можно снять часть металла – они станут легче.
Еще одна причины, почему двигатель троит на холостых: неправильная работа топливной системы и загрязнение топлива. Касательно первого: отдельные узлы топливной системы могут быть загрязнены, что в итоге сказывается на сгорании топливно-воздушной смеси. А что касается второго: попадание воды в топливо гарантированно провоцирует быструю закоксовку цилиндров, а уже потом – появление вибраций.
Троит двигатель на высоких оборотах
Когда двигатель троит на горячую, причин может быть несколько. Все их рассмотрим ниже. Характерные признаки: двигатель автомобиля нормально заводится, но после прогрева начинает троить. При этом обычно не важно, работает мотор на холостых оборотах или под нагрузкой (в движении), как правило, троение начинается самопроизвольно и самопроизвольно же исчезает.
Узнайте как пользоваться АКПП в обзоре от TopGears
Рассмотрим две основные причины, почему троит двигатель под нагрузкой с подробными вариантами диагностики.
Преславутые свечи зажигания
Что нужно проверить в ситуации:
- Проверьте уровень масла в двигателе. Возможно, его уровень выше нормы. Не рассматривая неприятный случай прорыва в картер охлаждающей жидкости (тут симптоматика будет несколько иной). Скорее всего просто перелили. В результате давление масла в двигателе больше нормы. Излишки попадают в камеру сгорания, замасливают контакты и на одной или нескольких свечах периодически пропадает искра.
- Проверьте шланг сапуна (вентиляции) картера: он может быть забит грязью, замёрзшим конденсатом (зимой), банально перегнут или неправильно установлен. Результаты – те же самые.
В принципе, данные причины должны сопровождаться неприлично большим давлением масла в двигателе, что можно увидеть на приборной панели, но… Датчик (лампочка) просто могут быть неисправными и этого не показывать. В таком случае, если троение после слива излишков и очистке вентиляции исчезает – датчик (лампочка) подлежит замене. - Свечи не соответствуют типу двигателя (слишком «холодные»). И не надо думать, что маркировка на свечах и написанное в «книжках» — истина в последней инстанции. Проверяется установкой заведомо рабочего (с другого автомобиля) комплекта свечей и проверкой работы мотора на них. Если троения нет – меняйте свечи. Новые свечи тут не панацея – они могут также оказаться неисправными или не подходящими по характеристикам.
- Неисправность системы питания. Если двигатель снабжён самодиагностикой – проведите её. Если нет – пройдите её на СТО. Скорее всего сбой в каком-то из датчиков или контроллеров: лямбда-зонд, датчик ДВРМ, регулятор WTi, да мало ли… В «умных» моторах даже некорректные показатели датчика температуры охлаждающей жидкости могут привести к троению. Контроллер неверно вычисляет параметры подачи топлива, переобогащает смесь и… в результате свечи «залиты».
Диагностируем систему питания автомобиля
Какие шаги нужно предпринять в сложившейся ситуации:
- Если троение продолжилось, поменяйте местами «сухую» и «мокрую» свечу. Проверьте, выкрутите свечи. Если сухая свеча осталась сухой, а мокрая – мокрой, причина – в свече. Замените вышедшую из строя («мокрую») исправной.
- Если же «сухая» стала «мокрой», а «мокрая» — «сухой» — возвращаемся к высоковольтному проводу. Меняем его на исправный и проверяем. Важно: именно на проверенный и исправный, а не на новый. Заводской брак ещё никто не отменял.
- Если и это не помогло – идём по системе зажигания дальше. В старых моделях двигателей высоковольтные провода присоединялись к распределителю зажигания (трамблёру). На новых – каждый цилиндр (или пара) снабжается индивидуальной катушкой зажигания. А в крышке трамблёра просушите, зачистите и отрегулируйте контакты, или замените её целиком. Что-что, а запасная крышка трамблёра в старом автомобиле должна быть обязательно, как аптечка с огнетушителем. В новых двигателях поменяйте катушки зажигания с соседних цилиндров местами. Естественно, провода тоже. Проверьте. Замените неисправную катушку.
Как показывает практика – именно нештатная работа индивидуальной катушки зажигания чаще всего приводит к «горячему» троению мотора.
Почему не заводится машина – узнайте возможные причины
Выводы
Двигатель троит по разным причинам, ведущим к тому что один или более цилиндров полностью перестают работать. Важно не путать это с плавающими оборотами. Или с ситуацией, когда двигатель работает неустойчиво на всех цилиндрах.
Часть указанных в настоящей статье причин можно найти и устранить своими руками. Практически без применения инструмента. Достаточно просто выявить внешний пробой высоковольтного провода и самостоятельно заменить его на новый. Что-то потребует несложных слесарных навыков и инструментов из штатного набора. В сложных случаях необходимо обратиться в сервис к специалистам, имеющим необходимую компетенцию, оборудование и специальный инструмент.
Принимайте правильные решения
Практика показывает, что, освоив методику диагностирования неисправностей даже значительного разнообразия марок машин, нельзя быть абсолютно уверенным в повторении результата на автомобиле какой-нибудь иной марки. Возможно, при креплении распределительного вала классическим способом (с помощью «башмаков») появившееся нарушение соосностей разъемных опор было бы обнаружено гораздо раньше.
Даже грамотная диагностика может занять больше времени, нежели устранение обнаруженной неисправности
В данном случае именно диагностирование по внешним признакам позволило определить причину неработающего цилиндра двигателя.
Метод определения неисправности ДВС по внешним проявлениям работающего двигателя полезен. Он (этот метод), конечно же, не может быть универсальным. Правильный выбор направления поиска невозможен без знания физики процессов проявления неисправности. Пока владельцы ТС не усвоят азы диагностирования по внешним признакам, ремонт их неисправных автомобилей может быть весьма длительным. А ведь «время – деньги».
Автор статьи: TopGears
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.