Радиальный зазор подшипника

Радиальный зазор подшипника

Радиальный зазор — это величина сдвига в радиальном направлении, внешнего и внутреннего колец подшипника друг относительно друга, без приложения усилия. Внутренний зазор играет важную роль в работе подшипника и определяет следующие характеристики подшипника:

  • Вибрация;
  • Шумность;
  • Нагревание;
  • Долговечность.

Работа подшипников в зависимости от размерных групп зазоров

Крайне важно подобрать правильный радиальный зазор подшипника. По своей важности этот параметр занимает 3 место при выборе нужного подшипника, после выявления его типа и размера. Определить подходящий размер промежуток важно для предотвращения контакта металлов между движущимися частями в подшипнике. Рассмотрим влияние размера зазора на работу подшипника.

Как чистить подшипники автомобиля узнайте из нашей статьи

Уменьшенный промежуток принимается в случае необходимости увеличения жесткости в радиальном и осевом направлениях. Во время эксплуатации таких подшипников ожидается повышенное нагревание наружного кольца, сравнительно внутреннего кольца.

Нормальный радиальный зазор подшипника дает сравнительно малые частоты вращения и нагрузки. Монтаж наружного кольца в корпус производится с промежутком, а внутреннего – на вал с натягом. Температура наружного кольца ниже на 5-10 градусов в сравнение с температурой внутреннего кольца.

При увеличенном зазоре внутреннее кольцо нагревается с повышенной силой, а работа подшипника происходит высокими динамическими нагрузками, для этого монтаж кольца производят с повышенным натягом. По различным причинам внутренние кольца, сравнительно наружных, имеют перекосы.

как измерить радиальный зазор подшипника

Какими бывают радиальные зазоры и на что они влияют?

  • Начальный – это изначальный зазор в подшипнике до производства его монтажа;
  • Посадочный – это зазор, который появляется после монтирования его на рабочее место. В последствии образовавшегося посадочного натяга, после уменьшения внутреннего диаметра внешнего кольца происходит увеличение внешнего диаметра внутреннего;
  • Рабочий – данный просвет появляется в подшипниковом узле непосредственно во время работы, при рабочей температуре.

Начальный просвет всегда больше посадочного по причине изменения размеров колец подшипника во время их монтажа с посадочным натягом, а рабочий – увеличивается или же уменьшается из-за влияния перепада температур, а под непосредственным действием приложенной нагрузки рабочий зазор подлежит расширению.

Подробная таблица размеров подшипников размещена на нашем сайте

Радиальный зазор подшипника, равный нулю – не производятся, так как это приводит к большему натягу и нагреванию. В последствии это обеспечивает сильный износ, который может привести к заклиниванию и разрушению.

Размер зазора обратно пропорционально влияет на точность вращения подшипника: чем меньше просвет подшипника, тем выше его точность вращения. При этом его долговечность увеличивается, а нагрузка от вибрации уменьшается.

Замер радиального зазора подшипника

При эксплуатации подшипников радиальный зазор подлежит обязательному постоянному контролю. Замер радиального зазора подшипника производится двумя основными методами: традиционный (при помощи щупа) и бесконтактный (различными специальными приборами).

Чем смазать подшипники можно узнать из нашего обзора

При производстве контроля подшипников измерению подвергаются боковые и вертикальные радиальные просветы. Измерения должны производиться в строгом соответствии с действующим ГОСТом, по которому также определяют и класс, к которому относится зазор.

Всего выделяют следующие классы зазоров: уменьшенный (С1), меньше нормального (С2), нормальный (CN** или же не обозначаются), для электродвигателей (CM**), больше нормального (С3), больше С3 (С4), больше С4 (С5).

Автор статьи: TopGears

ПОДЕЛИТЬСЯ: