Радиальный зазор — это величина сдвига в радиальном направлении, внешнего и внутреннего колец подшипника друг относительно друга, без приложения усилия. Внутренний зазор играет важную роль в работе подшипника и определяет следующие характеристики подшипника:
- Вибрация;
- Шумность;
- Нагревание;
- Долговечность.
Работа подшипников в зависимости от размерных групп зазоров
Крайне важно подобрать правильный радиальный зазор подшипника. По своей важности этот параметр занимает 3 место при выборе нужного подшипника, после выявления его типа и размера. Определить подходящий размер промежуток важно для предотвращения контакта металлов между движущимися частями в подшипнике. Рассмотрим влияние размера зазора на работу подшипника.
Как чистить подшипники автомобиля узнайте из нашей статьи
Уменьшенный промежуток принимается в случае необходимости увеличения жесткости в радиальном и осевом направлениях. Во время эксплуатации таких подшипников ожидается повышенное нагревание наружного кольца, сравнительно внутреннего кольца.
Нормальный радиальный зазор подшипника дает сравнительно малые частоты вращения и нагрузки. Монтаж наружного кольца в корпус производится с промежутком, а внутреннего – на вал с натягом. Температура наружного кольца ниже на 5-10 градусов в сравнение с температурой внутреннего кольца.
При увеличенном зазоре внутреннее кольцо нагревается с повышенной силой, а работа подшипника происходит высокими динамическими нагрузками, для этого монтаж кольца производят с повышенным натягом. По различным причинам внутренние кольца, сравнительно наружных, имеют перекосы.
Какими бывают радиальные зазоры и на что они влияют?
- Начальный – это изначальный зазор в подшипнике до производства его монтажа;
- Посадочный – это зазор, который появляется после монтирования его на рабочее место. В последствии образовавшегося посадочного натяга, после уменьшения внутреннего диаметра внешнего кольца происходит увеличение внешнего диаметра внутреннего;
- Рабочий – данный просвет появляется в подшипниковом узле непосредственно во время работы, при рабочей температуре.
Начальный просвет всегда больше посадочного по причине изменения размеров колец подшипника во время их монтажа с посадочным натягом, а рабочий – увеличивается или же уменьшается из-за влияния перепада температур, а под непосредственным действием приложенной нагрузки рабочий зазор подлежит расширению.
Подробная таблица размеров подшипников размещена на нашем сайте
Радиальный зазор подшипника, равный нулю – не производятся, так как это приводит к большему натягу и нагреванию. В последствии это обеспечивает сильный износ, который может привести к заклиниванию и разрушению.
Размер зазора обратно пропорционально влияет на точность вращения подшипника: чем меньше просвет подшипника, тем выше его точность вращения. При этом его долговечность увеличивается, а нагрузка от вибрации уменьшается.
Замер радиального зазора подшипника
Чем смазать подшипники можно узнать из нашего обзора
При производстве контроля подшипников измерению подвергаются боковые и вертикальные радиальные просветы. Измерения должны производиться в строгом соответствии с действующим ГОСТом, по которому также определяют и класс, к которому относится зазор.
Всего выделяют следующие классы зазоров: уменьшенный (С1), меньше нормального (С2), нормальный (CN** или же не обозначаются), для электродвигателей (CM**), больше нормального (С3), больше С3 (С4), больше С4 (С5).
Автор статьи: TopGears