Подшипники — это основа любых двигательных узлов и агрегатов, которые повсеместно применяются в различной технике. Качественный подшипник в сочетании с правильно подобранной смазкой способен бесперебойно функционировать весь срок эксплуатации.
О том, как чистить подшипники и поддерживать их в рабочем состоянии, читайте в нашей статье
Со временем трущиеся детали изделия изнашиваются, подвергаются коррозии или трескаются, что может привести к более сложным и дорогостоящим поломкам. Именно поэтому важно знать, как определить износ подшипника, чтобы своевременно выполнить его техническое обслуживание или замену.
Кроме вышеописанных факторов износ подшипников возможен при воздействии на него агрессивных сред, резких температурных колебаний, химических реакций, повышенной вибрации, перегрева или недостатка смазки. Чтобы предотвратить износ подшипника необходимо регулярно выполнять визуальный осмотр устройства и его профилактику. Перейдем к главным признакам изношенности подшипника.
Подробная таблица подшипников есть на нашем сайте
Что влияет на износ подшипника?
Существует широкий спектр признаков, по которым определяется критический износ подшипников:
- Высокий шум при работе техники. Он может выражаться в качестве гула, хруста, скрипа и других посторонних звуках. Почти всегда шум прямопропорционален вращению или оказываемой на него нагрузке. Причинами появления звука являются образование микротрещин, высокий износ трущихся деталей или формирование коррозийных раковин на внутренних поверхностях;
- Перегрев. Подшипник имеет свою рабочую температуру, которая приписана в мануале. Она измеряется тепловизором, после чего делается вывод о его работоспособности. Причиной нагрева может послужить не сам износ подшипника, сколько «масляное голодание», когда дефицит смазки приводит к нагреву металлических деталей. Такое случается если теряется герметичность резиновых манжет или сальников. Если вовремя обнаружить данную проблему и восполнить смазку, то подшипник можно спасти;
- Чрезмерный люфт. Нормальный подшипник не имеет люфта. Изношенный элемент будет люфтить при боковой нагрузке, а при вращении может болтаться. Это говорит о полной выработке подшипника, который стоит срочно заменить, иначе возможно возникновение аварийных ситуаций с угрозой человеческой жизни;
- Вибрация. Сложная вид неисправности, определяемый только с помощью высокоточных измерительных приборов. Это самый надежный и дорогой способ диагностики, применяемый на предприятиях, и не доступен частным лицам;
- Заводской брак. Встречается редко, но иногда попадаются изделия, сделанные из «сырого» металла. Как правило, это детали для автомобилей, выполненные китайскими производителями. Такой элемент начинает шуметь сразу после установки и его приходится менять;
- Ошибки при установке. Подшипник должен запрессовываться прессом или аналогичными приспособлениями. Недобросовестные мастера устанавливают его молотком или кувалдой. От такого монтажа приходит в негодность сепаратор или трескается корпус. Именно поэтому запрессовку должен выполнять опытный специалист;
Как продлить жизнь подшипника?
Теперь, когда известно, как определить износ подшипника, остановимся на некоторых нюансах, способных реально увеличить его рабочий ресурс. Многие производители подшипников с закрытыми корпусами откровенно экономят на смазке, что приводит к быстрой поломке. Такое изделие перед монтажом нужно проверить на наличие смазочных материалов. Для этого надо снять манжету и осмотреть смазку. Если ее нет или мало, то необходимо добавить, после чего назад установить сальник.
Полная расшифровка маркировки сальников находится в нашем обзоре
Открытые подшипники прослужат долго, если их вовремя смазывать хорошей смазкой и промывать от накопившейся пыли и грязи. Следует помнить, что обслуживание выполняется специальной смазкой, которая указана в паспорте.
Автор статьи: TopGears